Спасение денежных средств клиентов банка во время отзыва лицензии

Платежи, совершенные в последние часы «жизни» проблемных банков, нередко помогали компаниям несколько уменьшить груз забот, которые влечет отзыв лицензии кредитной организации, обслуживавшей бизнес. В рисках таких платежных операций разбирались адвокаты из Адвокатского бюро г. Москвы «Щеглов и Партнеры».

 

Каждый практикующий бухгалтер и юрист знает о хорошо проверенной и отчасти даже изящной схеме минимизации убытков организации в случае отзыва лицензии банка.

Как известно, физических лиц защищает АСВ, юридических лиц защищает знакомый с менеджером банка бухгалтер.

Исторически сложилось, что предчувствующий банкротство банка бухгалтер организации старается провести по счету организации как можно больше назревших и не очень платежей: выплатить заработную плату, премии; перечислить причитающиеся платеж в бюджет; рассчитаться с контрагентами.

Еще недавно судебная практика демонстрировала полную солидарность с клиентами банков, чьи денежные средства успели списать со счетов.

Однако сегодня высшие судебные органы демонстрируют иную позицию, которая, судя по всему, направлена на то, чтобы улучшить статистику и подрастить те самые пресловутые 0,3 % требований кредиторов третьей очереди, которые единственные и погашаются в ходе банкротства.

 

Когда банк лихорадит…

Когда слухи о приближающемся банкротстве банка множатся, у всех коммерческих организаций, обслуживаемых в нем, увеличивается количество ежедневных платежей и проводок. Это и заработные платы, и оплаты контрагентам, и пресловутые налоги.

До определенного момента все платежи проходят.

Как только банк заявляет о недостаточности средств на корсчете для выполнения поручений клиентов, вводится официальная картотека неоплаченных платежных документов. Средства считаются «списанными со счета клиента, но не проведенными по корреспондентскому счету».

Все платежные поручения, подпадающие под указанные условия, учитывают сотрудниками банка на соответствующем балансовом счете.

У бухгалтера организации для таких платежей обычно иной термин: «деньги подвисли».

 

Иногда спасение есть…

Иногда спасение кажется очевидным: «договориться» с менеджером банка, чтобы твою, такую родную и ценную, платежечку провели. Последнюю. А дальше, чего уж там…

Если договоренность срабатывает, денежные средства поступают получателям. А дальше клиента банка начинают заботить уже совершенно иные вопросы: как восполнить уже наверняка пропавшие деньги, чем рассчитываться с поставщиками и сотрудниками, в каком банке открыть счет, чтобы второй раз не попасть в подобную передрягу.

 

Час расплаты

Расплата приходит спустя год-полтора, когда в суде, рассматривающем дело о банкротстве кредитной организации, появляется заявление о признании недействительной сделкой таких банковских операций.

Закон предусматривает следующие признаки недействительности в отношении такой сделки:

- совершена в течение 1 месяца до назначения ЦБ РФ временной администрации банка или после её назначения и содержит один из признаков сделки, выходящей за пределы обычной хозяйственной деятельности (ст. 189.40 ФЗ «О банкротстве»), а именно платеж совершен с нарушением очередности, клиент/получатель платежа является заинтересованным лицом, назначение либо размер оспариваемого платежа существенно отличается от ранее осуществленных клиентом платежей.

- совершена не ранее, чем за 6 месяцев до назначения временной администрации банка, содержит один из признаков сделки, выходящей за пределы обычной хозяйственной деятельности, и кредитору или лицу, в отношении которого она совершена, было известно о признаках неплатежеспособности банка.

Судебная практика демонстрирует поразительное единство по таким делам, признавая платежи клиентов проблемного банка недействительными сделками.

Как известно, одно из последствий признания сделки недействительной: возврат полученного сторонами по сделке. Таким образом, на организацию судебным актом возлагается обязанность вернуть перечисленные «спасенные» денежные средства.

 

Меры борьбы

Как защищаться компании от подобных требований? Заместитель управляющего партнера Адвокатского бюро г. Москвы «Щеглов и Партнеры», адвокат Юлия Лялюцкая советует: «Самое минимальное, что можно сделать, это пустить спасенные средства в оборот и постараться заработать на них за время вынужденной передышки как можно больше. Если серьезно, то адвокат компании судебном процессе будет доказывать, что сделка компании не выходила за рамки обычной хозяйственной деятельности. В каждом деле это отдельный перечень доказательств и доводов».



Отзывы клиентов


Schneider Electric

"Лента"




НАШИ КЛИЕНТЫ

НАС РЕКОМЕНДУЮТ

Вверх