18.07.2017 ЕВГЕНИЯ БЛИСКАВКА В ПЕРЕДАЧЕ ОТРАЖЕНИЕ: ДЕТИ И ДЕНЬГИ: ФИНАНСОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НА КАНАЛЕ ОТР

Гости:

Сергей Антонян руководитель направления исследований финансовых технологий Аналитического центра НАФИ

Евгения Блискавка автор книги "Дети и деньги"


Константин Чуриков: И вот наша большая тема на ближайший час. Вот каждый день те, у кого есть дети, дети-школьники, отправляем своих чад в школу, даем им какие-то деньги и не задумываемся над тем, а вообще надо или не надо и сколько надо давать ребенку на карманные расходы? "Дети и деньги" – там мы обозначили эту тему, финансовое воспитание. Будем разбираться вместе с вами и вместе с экспертами в студии. Ну а в студии у нас Евгения Блискавка, автор книги "Дети и деньги"…

Оксана Галькевич:…и Сергей Антонян, руководитель направления исследований финансовых технологий Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований.

Константин Чуриков: Здравствуйте, уважаемые эксперты.

Сергей Антонян: Здравствуйте.

Евгения Блискавка: Добрый вечер.

Константин Чуриков: Ну что, давайте начнем все-таки от печки. Потому что разные существуют мнения: одни родители уверены в том, что будешь давать много денег – во-первых, чревато (отберут, потеряют, не будут ценить, избалуешь ребенка). Евгения, вы целую книгу написали. Расскажите нам об этой книге. Основные вообще тезисы, которые там есть, какие?

Евгения Блискавка: Деньги давать надо, обязательно надо. Это формирует самостоятельность ребенка, его способность двигаться к своим целям, осуществлять выбор. Книжка в основном посвящена практическим экспериментам, которые можно в своей повседневной жизни совершать, привлекать детей, постепенно формируя финансовую грамотность, воспитывая здоровые финансовые привычки у своего ребенка, которые позволят в будущем ему жить хорошо.

Оксана Галькевич: А здоровые финансовые привычки – это что? И что тогда нездоровые?

Евгения Блискавка: Здоровые финансовые привычки – это тратить меньше, чем зарабатываешь, откладывать денежку, иметь финансовые цели, идти к ним по чуть-чуть, каждый день совершая маленький шажочек им навстречу; бережно относиться к ресурсам, диверсифицировать риски и защищать от них свою финансовую стабильность.

Оксана Галькевич: Как звучит-то серьезно.

Константин Чуриков: А тратить деньги на чипсы и газировку – это здоровый подход к распоряжению деньгами?

Евгения Блискавка: Вы знаете, тут на самом деле от каждой семьи зависит. Конечно, хочется, чтобы наши детки любили фрукты, овощи, любили полезную, здоровую пищу. Но так бывает не всегда. Во многом это зависит от семьи. Также как и отношение с финансами. Если мы даем ребенку денежки, то мы должны с ним честно поговорить, на что эти денежки можно расходовать, а на что лучше не стоит.

Константин Чуриков: Мы к этому вернемся. Сергей, мы знаем, что у нас по многим исследованиям и население-то в принципе не очень финансово грамотное в целом, так что же можно тогда сказать о подрастающем поколении?

Сергей Антонян: Ну если у нас в семье родители не очень финансово грамотные, то, наверное, не стоит ожидать, что они смогут привить финансовую грамотность своим детям. Безусловно, это так. Но я хотел как раз согласиться с Евгенией, что обязательно нужно давать своим детям возможность приобщаться к деньгам. И хотел добавить, что деньги любят счет. Нужно учить детей вести учет своих расходов, доходов. Им, кстати говоря, проще это делать, чем родителям, потому что у них меньше статей расходов, и источник доходов, как правило, тоже…

Оксана Галькевич: А как это, кстати, делать – счет? Вот прямо записывать, дневничок завести? Или в электронном виде? – сейчас ведь уже даже такие инструменты, карты появились для детей в некоторых банках. Каким образом?

Сергей Антонян: Я думаю, что удобнее всего это делать, если у тебя деньги в безналичном виде. Когда у тебя есть банковская карта, ты имеешь, например, мобильное приложение, это мобильное приложение может тебе помогать вести учет. Сейчас масса возможностей сделать это просто и эффективно. Конечно, вести учет на бумаге – это прошлый век, сейчас уже… Хотя наши исследования показывают, что, например, взрослые респонденты предпочитают, как правило, вести учет на бумаге, а дети делают это в уме. Ну им проще, потому что, как я уже говорил, статей расходов у них не так много.

Константин Чуриков: Для наглядности давайте мы сейчас даже покажем зрителям, собственно, какова ситуация. Национальное агентство финансовых исследований провело тестирование подростков и взрослых с целью выяснения, насколько финансово образовано население России. Что касается самооценки своих знаний в этой области: и подростки, и взрослые считают, что умеют хорошо распоряжаться деньгами, но финансово грамотными себя не считают. Задачи по финансовой арифметике в среднем лучше решали все-таки подростки. Ну а что касается практических навыков, то выяснилось, что учет своих доходов и расходов ведут менее трети граждан, причем подростки в этом смысле действительно более дисциплинированы, но суммы они обычно фиксируют в уме, в то время как люди постарше все-таки ведут записи.

Оксана Галькевич: Люди постарше ведут записи. И те, и другие имеют финансовые планы общего характера, но только треть планирует их весьма детально. Вы знаете, мне вспоминается книга одна известная, которая, может быть, по названию в чем-то перекликается с вашей работой: "Бедный папа, богатый папа". И там есть такое, значит, дополнение в наименовании этой книги: "Чему учит богатый папа своего ребенка и чему не учит бедный папа". Вот, собственно говоря, чему мы должны научить своих детей, чтобы они, может быть, как-то не оставались бедными, как-то свое благосостояние в будущем приумножили, грамотно распоряжались. Что мы должны прежде всего детям сказать? И с какого возраста надо начинать?

Евгения Блискавка: Прежде всего надо не сказать, а показать, опробовать. Это обязательно. Потому что сказать – это не оставляет в душе следа яркого такого. Поэтому обязательно давать пробовать. Для того чтобы пробовать, как раз нужны деньги, без них никуда. То есть просто рассказать притчи, сказки, как это может быть, или пугалки – это, к сожалению, работает не так. С какого возраста? Я рекомендую начинать с возраста, когда вы сталкиваетесь с первым "ну хочу", "ну купи", "ну ты меня не любишь", "ну купи, пожалуйста" – все, уже пора, значит. Потому что в 13 уже поздно: к 13 годам, как правило, уже привычки устойчиво закрепились в сознании будущего человека, и дальше он будет распоряжаться своими деньгами так, как вы его научили, опираясь на тот опыт, который он получил в семье, в школе, на примере друзей и так далее.

Константин Чуриков: Давайте послушаем, о чем хочет спросить или что хочет рассказать Галина из Саратова, а потом у меня к вам будет персональный вопрос. Галина, здравствуйте. Вы в эфире.

Зритель: Здравствуйте. У меня такой ответ на ваш вопрос. Деньги детям нужно давать. Кроме того, нужно давать уже… Вот ребенок идет в первый класс, нужно ему обязательно за хорошую отметку давать деньги. Я воспитала так двух детей, у меня 4 внука и я буду этого придерживаться. Просто нужно проконтролировать, куда он эти деньги денет: например, на ту же игрушку, на тот же телефон. То есть копить вот эти деньги. Ребенок заинтересован, учится хорошо и сами понимаете все эти последствия.

Константин Чуриков: Галина, извините, а вы заметили эту четкую взаимосвязь "получил пятерку – дала какие-то деньги, и результат, он дальше приносит пятерки"?

Зритель: Результат налицо. У меня двое детей достойных, оба хорошо воспитаны, оба закончили по несколько университетов, так что результат налицо. Одни пятерки.

Константин Чуриков: Да, спасибо. Евгения, по-моему, у вас в книжке нечто другое написано.

Евгения Блискавка: Рецепт счастья. Вы знаете, здесь да, действительно мнения разделились. Очень часто мы своим детям, когда они идут в садик, идут в школу, мы говорим: "Ну это твоя работа, ты идешь на работу – как я, так и ты". Но все-таки я склонна полагать, что это не самая лучшая практика – поощрять оценки хорошие, поощрять желание ребенка учиться деньгами. Скорее все-таки это про то, как заинтересовать ребенка самим процессом. Потому что здесь очень часто это… Дети сейчас у нас очень хитренькие, очень смекалистые, и очень часто это быстренько становится такой очень серьезной манипуляцией: "Ты не будешь мне платить – все, я буду плохо учиться". А вдруг у семьи возможности изменились? Ребенку же сложно перестроиться будет.

Оксана Галькевич: С другой стороны, так можно было бы понять, знаете, взаимосвязь: хорошо работаешь – хорошо зарабатываешь. Хотя, конечно, это не всегда вот так, что если бы за пятерки давали… Было бы хорошо. Скажите, Сергей, ну вот Евгения сказала о том, что нужно не только рассказать, нужно дать ребенку попробовать. Но ведь пока он не зарабатывает, не делает чего-то такого за зарплату, за какую-то квалификацию свою, как все мы с вами, взрослые люди. Он ведь, наверное, все-таки не поймет ценности и вообще вот этого процесса обращения в глубинном таком смысле, как вы считаете? Или?

Сергей Антонян: Нет, почему? Нужно просто дать ребенку понять, что он тоже может вносить свою лепту в семейное благополучие. Он может помогать, он необязательно…

Оксана Галькевич: Помогать выплачивать ипотеку родителям?

Сергей Антонян: По дому помогать, ходить в магазин и так далее. Самое главное – привить ребенку понятие ответственности и ответственного отношения к деньгам. Чтобы он понимал вообще, зачем ему это нужно.

Оксана Галькевич: А подождите, за пятерку, значит, нехорошо платить, а если в магазин сходил, какую-то работу по дому выполнил, то можно?

Сергей Антонян: Можно.

Оксана Галькевич: А вот так?

Сергей Антонян: Конечно.

Евгения Блискавка: Если это не прямая обязанность. Если мы договорились, что в семье вот ты должен встать, почистить зубы, кровать убрать, игрушки свои убрать – это твоя прямая обязанность как члена семьи. Я – мама, я обед готовлю; папа кран в ванной чистит, сумки тяжелые из магазина приносит; у тебя тоже есть обязанности. Но если это что-то сверх, мы на семейном совете решили, что у нас, не знаю, например, обувь почистить надо – на всю семью сразу. Сейчас вот холодно, мокро и так далее. Это труд, реальный труд, который кто-то должен исполнять. Ну почему нет?

Константин Чуриков: Так это же дети тогда полюбят наши реагенты. На этом можно заработать. Давайте послушаем звонок – Ольга из Калужской области. Здравствуйте, вы в эфире.

Зритель: Здравствуйте. Вот я хотела бы задать такой вопрос. Вот как, куда соотнести ту стипендию, которую моя внучка получает, учась в колледже – к карманным деньгам или прожиточным деньгам? Мать ее пенсионерка, она студентка, получает 500 рублей стипендию, учится на четверки-пятерки. Это какие деньги – карманные или это сверхприбыль?

Константин Чуриков: Хороший вопрос. И у государства прекрасная мотивация: учишься на пятерки – вот, пожалуйста, 500 рублей тебе.

Оксана Галькевич: Маловато будет.

Константин Чуриков: Так как лучше вообще? К чему это отнести?

Евгения Блискавка: Ну здесь сложно сказать… Но не мешает, наверное, никто девочке чуть-чуть начинать как раз подрабатывать, немножко как раз зарабатывать дополнительный какой-то доход свой. Бывают такие ситуации, ничего плохого в этом как бы нет.

Оксана Галькевич: Вы знаете, вот такой вопрос. Мы сегодня и в принципе очень часто в наших эфирах обсуждаем такие темы, которые связаны с низким уровнем доходов, к сожалению – с тем, что у нас растет число людей бедных, за чертой по разным совершенно причинам и обстоятельствам. Такова наша реальность. Меня вот интересует вопрос: вот если мы с нашими детьми сейчас начнем заниматься почему повышением финансовой грамотности, прививать, как вы говорите, правильные финансовое поведение, финансовые привычки – это поможет детям вот этих вот бедных людям впоследствии все-таки несколько лучше в финансовом смысле строить свою жизнь и себя чувствовать, как вы считаете?

Сергей Антонян: Я думаю, что это, конечно, поможет им избежать тех ошибок, которые допустили их родители. Потому что финансовая грамотность надо понимать шире, чем просто какие-то вещи, связанные с конкретными продуктами, финансами и услугами. Это прежде всего финансовая культура – культура потребления: это правильное отношение к деньгам, как Евгения правильно заметила. Все это позволяет человеку действительно сберегать и достигать целей. Но человек должен понимать, что нужно трудиться, чтобы заработать деньги. Это надо с самого начала ребенку объяснять в семье.

Константин Чуриков: А вот какие тут должны быть, скажем так, уровни доступа к финансовой информации? Потому что понятно, что в 5-8 лет ребенок должен знать, как купить, условно, батон хлеба. Ну а дальше? В какой момент, уж извините, не хочу никакого шокировать, объяснять ребенку, что такое биржа, что такое рынок "Forex" или, например, как сделать так, чтобы он, когда вырастет, не взял кредит, чтобы ему эти противные коллекторы больше не звонили, как звонят, предположим, его папе?

Сергей Антонян: Ну насчет кредита здесь вопрос такой. Здесь главное – понимание цели: зачем тебе это нужно? Здесь важно привить ребенку умение управлять своими желаниями, понимать, в общем-то, что какие-то сиюминутные потребности не нужно с помощью кредита удовлетворять. Кредит может помочь тебе достичь каких-то целей долговременных – например, с той же самой квартирой, ипотекой, если мы берем. Но покупка новомодного мобильного телефона в кредит, притом что у тебя уровень дохода очень низкий – это, наверное, была бы такая проигрышная стратегия. Это нужно все ребенку объяснять. Нужно объяснять ему, чтобы он понимал, что реклама, которая идет, направлена на него, что она в общем-то воздействует на его эмоции, на его желания…

Константин Чуриков: Его вот это "хочу", "хочу-не могу" и так далее.

Евгения Блискавка: Прямо сегодня, сейчас.

Сергей Антонян: Это зависит от его терпения.

Оксана Галькевич: Не только терпение, еще мотивацию надо как-то создать и правильно вообще объяснить ребенку. Вот пишут из Ивановской области: "Так и будешь ему до пенсии деньги давать".

Константин Чуриков: Это очень философский вопрос. Правда, так и будет.

Оксана Галькевич: Действительно: начинаешь ему в детстве денежку давать карманную, так до пенсии и даешь по 100 рублей в день. А что, мама-папа дают, зачем зарабатывать?

Евгения Блискавка: Про это могу сказать, что… Принято у нас, знаете… Очень часто с ситуацией сталкиваемся: до 20 дают-дают-дают, ты главное не отвлекайся ни на подработку, учись хорошо только, это твоя основная работа, а мы позаботимся, потом наработаешься. Выходит такой человек во взрослую жизнь…

Оксана Галькевич: Когда надо кранчик подкрутить?

Евгения Блискавка: Вышел во взрослую жизнь. Откуда возьмется самостоятельность? Человек в жизни не принял ни одного решения, не реализовал ни одного своего "хочу", настоящего "хочу", не испытал вот этой радости от того, что ты сам добрался до этого, ты сам накопил. Ведь нет ценнее машинки, понимает, даже если это 30-я, если ты накопил на нее сам. Ты никогда ее не сломаешь, ты никогда ее нигде не забудешь в песочнице – это самая бесценная вещь будет у себя, самый лучший друг. Поэтому вот здесь, конечно, нужно не переходить крайности, нужно соблюдать баланс. Конечно, краник нужно перекрывать по мере того, как ребеночек растет. Но нужно давать эту возможность, возможность быть ответственным, возможность принимать эти решения, делать свой выбор и следовать ему.

Полное интервью и видео на сайте



Отзывы клиентов


Росгосстрах

«ПАО «Страховая компания «Росгосстрах» выражает благодарность за экспертную поддержку проекта по разработке электронного учебника по финансовой грамотности для сотрудников компании. Хотим подчеркнуть высокий уровень вашего профессионализма, а также оперативность в предоставлении материала».

HSBC

«Учебный курс по личному финансовому планированию для сотрудников Банка является крайне актуальным и интересным. Профессионализм преподавателей и высокое качество учебных материалов способствуют глубокому освоению программы».




НАШИ КЛИЕНТЫ

НАС РЕКОМЕНДУЮТ

Вверх