НЦФГ запускает исследование о влиянии психологии на финансовое поведение!
Национальный центр финансовой грамотности (НЦФГ) запускает опрос среди экономически активных взрослых, работодателей и финансовых организаций, чтобы выяснить, как психологические факторы влияют на принятие финансовых решений.
Автор — Евгения Блискавка, основатель НЦФГ и эксперт с 20-летним опытом в области финансового поведения: «Большинство программ финансовой грамотности фокусируются на внешних аспектах («финансовый экстерьер»), но игнорируют внутренние установки человека («финансовый интерьер»). Мы хотим собрать базу российской практики, чтобы помочь создавать проекты, которые будут приводить к значимым результатам»
Почему это важно?
-
95% решений люди принимают на «автопилоте», под влиянием привычек, страхов и убеждений.
-
Даже образованные и успешные люди часто действуют вопреки логике: откладывают инвестиции, совершают спонтанные покупки, попадают на уловки мошенников, хотя теоретически все знают.
-
Исследования показывают, что у 70% экономически активных горожан есть ограничивающие финансовые установки, снижающие их благополучие в 2,5 раза, и сами люди обычно этого не осознают.
В чем проблема традиционного обучения?
Курсы финансовой грамотности улучшают знания, но слабо влияют на реальное поведение. Например:
-
После семинаров о пенсионных накоплениях всего лишь 14% участников увеличили сбережения (против 7% в контрольной группе, которые не посещали семинары).
-
Тесты фиксируют рост знаний, но не всегда изменения в привычках. Согласно данным аналитического центра НАФИ*, у 70% россиян средний или высокий уровень финансовой грамотности. При этом другие исследования показывают, что около 80% жителей страны испытывают** финансовый стресс, а денежные проблемы становятся причиной почти половины разводов (46%)***. Кроме того, 37% людей не ведут учет своих расходов, а у 51% нет сбережений на случай непредвиденных ситуаций. Это говорит о том, что теоретические знания по финансовой грамотности у многих сильно расходятся с реальными финансовыми привычками.
Есть ли решения?
Мировые исследования (OECD, Lusardi, Mitchell) подтверждают: учет психологических факторов повышает эффективность финансовых программ.
Цель опроса НЦФГ — понять, насколько люди и компании осознают роль «финансового интерьера» (внутренних факторов и психологических барьеров) и как эти знания можно использовать для улучшения финансового здоровья.
Результаты помогут создать более эффективные программы финансового просвещения, сочетающие знания и психологию поведения.
Принять участие в исследовании можно по ссылкам.
-
Для физических лиц https://forms.yandex.ru/u/6889e8cc50569008137cd2da
-
Для представителей компаний работодателей https://forms.yandex.ru/u/688a0d6290fa7b097a601979
-
Для сотрудников финансовых организаций https://forms.yandex.ru/u/688a114549363909a44fd017
Срок сбора данных до 4 сентября 2025 года.
Все полученные результаты будут опубликованы в свободном доступе по итогам опроса и обработки данных. Опрос конфиденциален, персональные данные не собираются.
По всем вопросам пишите на info@finzdorov.pro
Национальный центр финансовой грамотности реализует проекты по финансовой грамотности и культуре с 2005 года http://ncfg.ru/.